Public Enemy - самые стойкие революционеры от музыки. Группа Public Enemy относится к тем редким коллективам, о которых трудно едко шутить и желчно жечь. Осилившие интро узнают сокровенное.
За всю их долгую историю всегда все было серьезно, даже несмотря на принудительную клоунаду одного из их участников. Эта визуальная экспрессия была скорее лимоном в кофе, чем гелием в легкие. Когда рэп миновал стадию party-рэпа и уличную сублимацию длины детородного органа на остроту слова, настало время социального протеста. Мир развивается по спирали и сейчас снова в моде вечеринки и гангстеризм. Люди поднимающие с серьезным видом серьезные темы не находят адекватной реакции. И только Public Enemy с самого своего рождения оставались тем стержнем, вокруг которого вилась спираль хип-хопа, не затрагивая его прямоты и честности. Такие коллективы, как правило, оказываются достаточно жизнеспособными, что Public Enemy лишний раз доказали, выпустив в этом году весьма достойный альбом и пообещав еще один в марте. Отсутствие шумихи по этому поводу объясняется тем, что современной музыкальной индустрии не нужны такие неудобные артисты с активной гражданской позицией и несгибаемой волей.
История команды берет свой старт в начале 80-х годов (официально 1982 год). Лидер и идеологический вдохновитель проекта Карлтон Дуглас Риденауэр (Carlton Douglas Ridenhour), более известный как Chuck D, родился 1 августа 1960 года и рос на Лонг-Айленде в Нью-Йорке. Его первой рэп-группой стала Spectrum City, куда также входили братья Хэнк и Кит Боксли (Hank Boxley, и Keith Boxley), которые более известны под своей второй фамилией Шокли (Shocklee). Когда Chuck D закончил Roosevelt High School и пришло время выбирать, на кого пойти учиться, он поступил в районный Adelphi University, чтобы совершенствоваться в графике и дизайне. Как и положено ответственному человеку, Чак подрабатывал параллельно учебе. В одном фотоателье он работал проявщиком пленок, в другом курьером. Кроме того, он занимался доставкой фурнитуры для V-Haul - компании своего отца.
Параллельно Чак вел передачи на местном студенческом радио WBAU под началом главы Stepsun Entertainment Билла Стефни (Bill Sephney), где на пару с Хэнком сотрясал радиоволны миксами из треков таких исполнителей как Run DMC, L.L. Cool J., Beastie Boys, разбавляя передачи своими фристайлами. В результате именно благодаря работе на этом радио и состоялся проект, теперь известный как Public Enemy. Именно там он сошелся со многими будущими участниками группы и людьми находившимися за кулисами проекта. Чак был одним из первых представителей СМИ, кто брал интервью у Run DMC и именно он с Хэнком в конечном итоге уломал группу Disco Three поменять свое название на Fat Boys. Свою первую нарезку агрессивных хип-хоп треков Super Special Mix Show Чак с Хэнком создали в январе 1983 года.
Со своим будущим основным партнером по группе Чак познакомился тоже в радиостудии. Однажды к нему на передачу пришли парни из команды Townhouse Three (позднее известной как Sons of Bazerk) и с ними за компанию затесался Вильям Дрейтон (William Drayton, родился 16 марта 1959 года), ранее носивший прозвище Rico, а на тот момент гордо именуемый MC DJ Flavor. В те времена вообще хватало забавных прозвищ, в природе существовал, например, исполнитель с псевдонимом MC Micker G. Знакомство Чака с Флэйвором началось с того, что Чак сказал ему: "Здесь нельзя курить, тебе придется выйти наружу". Тем не менее, такое неудачное начало знакомства переросло в дальнейшем в крепкий творческий союз. Флэйвор отирался вокруг да около станции до тех пор, пока в 1984-м не стал дополнительным ведущим в шоу Чака. Кстати, почему то мало кто знает, что Флэйвор хороший музыкант. Мало того, что благодаря своей маме он стал классическим пианистом, он также нормально рубит на барабанах, басу и гитаре, да и вообще владеет семнадцатью инструментами. В этом могли убедиться все, кто пришел пару лет назад на концерт PE в ДК Горбунова. Он даже участвовал в записи альбомного материала The Roots, вряд ли что-то сможет отрекомендовать его лучше, чем этот факт. Однако его псевдоним резал глаз и Хэнк Шокли однажды предложил "накинь имя на свое имя, как это сделал Melle Mel". Так Flavor лишился приставки MC DJ и стал Flavor Flav-ом.
Он же довел до сведения Чака, что многие местные рэпперы хотели бы с ним побаттлиться, чтобы убрать Чака своими куплетами. Когда пришло осознание этого факта, Чак стал воспринимать себя как врага номер один для окружающих его людей. В результате на свет появился трек под названием Public Enemy #1 (первейший враг народа). Вслед было записано еще порядка трех композиций, в одной из которых опять проскакивало это выражение. Так оно вошло в обиход коллег и немудрено, что, когда пришло время придумывать название для образовавшегося коллектива, далеко ходить не пришлось. Инициатором переименования Spectrum City в Public Enemy снова выступил неугомонный Хэнк Шокли. Ну, а как только группа получила свое название, то и само выражение Public Enemy номер один, приняло по-рэпперски бравурный дополнительный смысл.
В то время редкий исполнитель обходился без собственного диджея. Появился такой и в PE. Знаменитый теперь Terminator X, в миру Норман Ли Роджерс (Norman Lee Rodgers, родился 25 августа 1966 года) до своего появления в PE носил прозвище DJ Mellow D. Терминатором он стал с легкой руки Чака, который нарушил монополию Хэнка на переименования. Чак мотивировал выбор этого псевдонима тем, что "этот парень разрушал все, во что мы верили, показывая, что мы на самом деле далеко не все об этом знаем. Символ Х, здесь обозначает непознанное, мистерию". Судя по всему, в столь критичном взгляде на окружающую действительность Терминатору помогла его страусиная ферма, где он трудился, не покладая рук, до появления в PE.
Учитывая социально-политическую направленность группы, желание открыто говорить обо всех проблемах американского общества в целом и черных его граждан в частности, неудивительно, что к группе примкнул радикальный Professor Griff. Настоящее имя этого участника коллектива, носившего в нем неофициальный титул Министра Информации, Richard Griffin. По забавному стечению обстоятельств он родился в тот же день и год, что и Чак. Будучи участником организации Нация Ислама, Griff привнес в коллектив идеологическую составляющую, а также привел с собой группу товарищей известных на тот момент под названием Unity Force. Они были одновременно и подтанцовкой и охраной. Вы могли в дальнейшем частенько видеть их за спинами фронтменов PE на концертах и наблюдать их в клипах. Это те самые люди в военизированной униформе и с макетами автомата "Узи" в руках. Вскоре они тоже поменяли название на S1W (Security Of The First World).
Однажды босс знаменитой компании Def Jam Рик Рубин услышал в радиотрансляции трек "Public Enemy #1" и немедленно предложил Чаку подписать контракт. На дворе был 1986 год. Надо сказать, что в тот период времени, который пришелся на появление на сцене и расцвет PE, Def Jam безбожно рулил в рэпе. Причем не по каким-то номинальным показателям, а по факту, открывая миру одного за другим ярчайшие имена, ставшие впоследствии безусловной классикой хип-хопа. Надо отдать должное Чаку, он не потерял голову от столь лестного предложения и согласился подписать контракт только на том условии, что он будет подписан со всей группой целиком. Таким образом, Public Enemy предстали перед миром в составе Chuck D, Flavor Flav, Professor Griff, Terminator X, S1W и Bomb Squad (продюсерский дуэт братьев Shocklee, о котором будет сказано отдельно).
Как у каждого уважающего себя коллектива у PE появился собственный шрифт и эмблема (помните черный силуэт в прицеле?), которую Чак нарисовал самолично. причем силуэт оказался не с потолка взятым, а срисованным с конкретного человека. В качестве натурщика выступил парень по прозвищу E Love, который тогда был приятелем LL Cool J'я - коллеги PE по лейблу. Вы ведь помните, что Чак специализировался по части графики? Свои первые художественные работы он делал еще в колледже, создав пару мультиков под названиями "Tales of the Sky" и "College Madness".
Наконец в 1987 году вышел первый альбом группы "Yo! Bum Rush The Show". В него вошло 12 треков и длился он около 47 минут – распространенный на тот момент формат. Альбом можно было уместить на одну сторону "хорошей" 90-минутной кассеты. Несмотря на некоторую угловатость и сырость альбома, он произвел должное впечатление своим напористым битом и многослойными шумовыми коллажами. The Bomb Squad возглавляемый Хэнком Шокли смогли создать в результате уникальную узнаваемую музыку, которая стала впоследствии фирменным знаком команды - густой замес из фанковых семплов, вскриков духовых, воя сирен, визга свистков и скретчей. Начиная с этого дебюта, каждый следующий альбом вносил в списки хитов на все времена все новые и новые треки, но первыми стали "You're Gonna Get Yours", "Miuzi Weighs a Ton" и, конечно, "Public Enemy No. 1". Традиция же политических заявлений PE была положена треком Rightstarter (Message To A Black Man). Однако этот альбом не смог сходу завоевать сцену, и свой золотой статус получил только в 1994 году после выхода четвертого LP группы. Во время создания этого альбома к Bomb Squad примкнул Eric "Vietnam" Sadler, чей талант ярко засиял на следующий год.
Теперь PE обладали материалом для выступлений и их первые гастроли состоялись в рамках тура Beastie Boys "Licensed to Ill". Тогда же Флэйвор благодаря Чаку обзавелся своими первыми часами на груди, которые впоследствии быстро увеличились в размере и стали его персональным атрибутом. Тогда просто было стильно носить часы на цепи, надетые через голову, и Чак запас с собой в тур три экземпляра, предложив один Флэйвору, "чтобы было также, как и у меня".
В том же 1987 году PE создали встряхнувший всю Америку сингл "Fight The Power". Прямо вначале трека прозвучали слова "Elvis, was a hero to some but he never meant to shit to me" (Элвис является героем для кого-то, для меня он ничего не значит ровным счетом). Professor Griff пошел еще дальше и в своем интервью Вашингтон Таймс летом следующего года он сказал, что евреи несут ответственность за "большую часть всего зла, которое творится повсюду на земном шаре" (the majority of the wickedness that goes on across the globe). Своим радикализмом Griff оказал товарищам медвежью услугу. Моментально со всех сторон посыпались обвинения, которые докатились до нас в виде расхожего штампа, что PE являются черными расистами. На самом деле своими текстами они всего лишь боролись за справедливость, за права черных в своей стране и против уродливых проявлений системы США. Но мы слегка забегаем вперед.
Следующий альбом PE "It Takes a Nation of Millions to Hold Us Back" вышел в 1988-м. Он удался на славу и даже побывал в Британском Топ-10. Почти сразу после выхода он был назван "лучшим рэп–альбомом из когда–либо записанных", а в течение следующего после своего выхода года заработал первую в истории команды платину. Альбом подарил слушателям такие хиты как: "Don't Believe The Hype", "Night of the Living Baseheads", "Rebel Without a Pause", вдохновивший на творчество тогда еще старшеклассника по прозвищу Buster Rhymes. В этом треке Terminator X вовсю блеснул своим талантом диджея. И, наконец, этот альбом содержал в себе знаменитую коллаборацию с металлистами Anthrax "Bring The Noise", которая стала стержнем этого релиза. Когда две группы выступали в поддержку альбома в Мэдисон Сквер Гарден, многие боялись, что черные музыканты будут просто сметены со сцены горячей публикой Anthrax. Все оказалось как раз наоборот, и это выступление закрепило связь между белым "металом" и черным рэпом. "Bring The Noise", вслед за "Walk This Way" Run DMC с Aerosmith, стал вторым ярким и более жестким примером успешного сотрудничества, казалось бы, непримиримых стилей музыки – рэпа и "метала".
Надо сказать в дальнейшем PE неоднократно гастролировали с такими рокерами как U2, Anthrax, Primus и Sisters of Mercy, а сам Чак впоследствии создал два достаточно "тяжело" звучащих проекта. В Confrontation Camp, первом из них, вместе с Чаком участвовал Griff, но широкой известности им добиться не удалось – мэйджор-лейблы просто отказывались их распространять. В рамках этого проекта в 2000-м году вышел единственный альбом "Objects in Mirror Are Closer Than They Appear". Вторым стал проект Fine Art Militia, который выпустил альбом "We Are Gathered Here" весной 2003. В обоих этих проектах Чак сотрудничал с Hardgroove-ом - бывшим бас-гитаристом и продюсером участника легендарных Parliament Bootsy Collins'a.