MMS (Multimedia Messaging Service) - сервис передачи сообщений при помощи мобильного телефона, очень похожий на сервис SMS (Short Message Service), который позволяет передавать только текстовые сообщения. Технология MMS обеспечивает автоматическую мгновенную передачу личных мультимедийных сообщений с телефона на телефон или с телефона на адрес электронной почты. Эта технология кардинально изменила набор возможностей, которыми может пользоваться абонент при передаче сообщений. Представьте, например, что путешествуя, вы можете не только снимать цифровые видео-фрагменты или цифровые фотографии, но сразу же просматривать их и пересылать их друзьям непосредственно при помощи своего мобильного телефона. Эволюция мобильных сервисов передачи сообщений
Операторы и поставщики услуг мобильной связи в своих поисках альтернативных стратегий развития своего рынка все больше обращаются к мобильным сервисам передачи данных. И, по всей видимости, рынок для этих сервисов вполне созрел: в бизнес-секторе сотрудники, чья деятельность связана с частыми поездками, часто страдают из-за оторванности от своих корпоративных информационных систем, из которых они могли бы получить оперативную информацию, или передать таковую. Кроме того, абоненты мобильных сетей, особенно в европейских и азиатских странах (где распространенность среди населения мобильных телефонов выше, чем распространенность персональных компьютеров), осуществляют при помощи мобильных телефонов все большую часть своих основных коммуникаций. Мобильные сервисы передачи данных, и в особенности сервисы передачи сообщений, являются наиболее персонализованными, и приобретают поэтому все больший охват. Успех сервиса Short Message Service (SMS), первого мобильного сервиса передачи сообщений, стал причиной пристального внимания мобильной индустрии к этому виду приложений. Поэтому с появлением на сцене новых технологических возможностей, естественно, появились и новые сервисы передачи сообщений. Так, сервис Enhanced Messaging Service (EMS), стал следующим шагом к расширению возможностей таких услуг, поскольку он позволяет передавать текстовые сообщения с включением в них простых мультимедийных вставок.
За сервисом EMS следует сервис Multimedia Messaging Service (MMS), предлагающий по-настоящему впечатляющий набор функций и возможность включения в сообщения полноценного мультимедийного контента, создавая тем самым новые удобства для абонентов и новые бизнес-возможности для операторов и поставщиков услуг мобильной связи.
Разумеется, появление на рынке новых сервисов не означает немедленного прекращения использования уже существующих; они будут использоваться параллельно. Это означает, однако, что новая, возникающая сейчас IT инфраструктура будет вынуждена сосуществовать и взаимодействовать с существующей инфраструктурой, а операторы будут вынуждены в своей стратегии учитывать необходимость предложения абонентам всего комплекса разных сервисов передачи сообщений.
Обозреватели рынка мобильной связи заранее предсказывали широкое внедрение MMS в 2002 - 2003 годах, и они оказываются правы, особенно в свете внедрения сетей 3G. Но пока что услуга SMS по-прежнему занимает порядка 80% современного рынка передачи сообщений через мобильные телефоны. По всей видимости, услуге MMS понадобится до 5 лет, чтобы получить признание и распространение, сравнимое с распространенностью SMS, поскольку для того, чтобы это произошло, такому же проценту людей придется приобрести мобильный телефон, поддерживающий MMS, а в настоящее время поддержку MMS предлагают только самые дорогие и престижные модели мобильных телефонов.
Больше возможностей для игр и развлечений
Мобильные коммуникации постепенно мигрируют от наиболее традиционных голосовых коммуникаций к личным информационно-ориентированным коммуникациям, богатым мультимедийным контентом. Сервис Multimedia Messaging Service (MMS) - первое приложение для массового рынка для новых высокоемких мобильных сетей передачи данных, внедряемых по всему миру с 2002 года, призванное сделать более комфортабельной нашу личную жизнь и работу. Более важным является то, что этот сервис логично продолжает уже снискавший успех сервис SMS, расширяя его границы за счет, в числе прочего, развлечений и игр, которые так нравятся молодежи, и значительно повышают среди населения привлекательность использования мобильных телефонов и мобильной связи.
Является ли MMS "исчерпывающим" сервисом передачи сообщений?
Поскольку индустрия мобильной связи неизбежно в своей эволюции переоборудуется в сторону усовершенствованных высокоскоростных, ориентированных на передачу данных телефонных сетей с постоянным интернет-соединением, таких как GPRS и 3G, мечта о всеобщем переходе к передаче полноценных мультимедийных сообщений становится реальностью. MMS, как известно, может передавать сообщения, содержащие фотографии с высоким разрешением, полноценный стереозвук, картинки, анимированные изображения и "живое" видео - в любой комбинации - между мобильными устройствами и между мобильными и телефонами и персональными компьютерами. Например, сделав снимок с помощью цифровой камеры (обычной или встроенной в мобильный телефон), или записав видеофрагмент со звуковым сопровождением, вы сможете прокомментировать его текстом, оформить как презентацию в PowerPoint и отправить на мобильный телефон, как имеющий функцию поддержки MMS, так и не имеющий таковой, или же на любой адрес электронной почты.
В связи с этим возникают закономерные вопросы. Во-первых, можно ли считать MMS полноценной заменой уже существующего сервиса SMS? На данный момент - и да, и нет. Сообщение SMS служит для мгновенной отправки небольших текстовых сообщений. Эта технология ценна своей оперативностью (сообщение не только быстро отправляется адресату, но и быстро создается: когда требуется передать всего несколько слов, нет никакой необходимости в мультимедийных возможностях MMS) и доступностью как по цене, так и по аппаратным возможностям. В настоящее время на рынке нет GSM телефонов, не поддерживающих услуги SMS. Пока в этом смысле технология MMS проигрывает. Но, как показывает история, для таких изменений, как повсеместное внедрение нового оборудования, требуются считанные годы. Пройдет совсем немного времени, и все выпускаемые телефоны будут оснащены поддержкой MMS. Однако и тогда, после тотального внедрения поддержки MMS в сетях и повсеместного распространения телефонов, поддерживающих эту функцию, SMS вряд ли исчезнет окончательно. Скорее всего, для отправки короткого текста, который нет необходимости дополнять мультимедийными элементами, будут по-прежнему использоваться SMS.
Во-вторых, существуют ли в настоящее время альтернативы MMS, и представляют ли они угрозу развитию этой услуги? Да, альтернативы действительно есть. Сейчас идут активные разработки по внедрению во все мобильные устройства MSN Messenger. Этот клиент очень похож по принципу работы на ICQ, но является более распространенным на мобильных платформах. MSN Messenger активно используется для открытого делового общения. Выглядит это следующим образом: абонент получает цифровой паспорт, привязанный к адресу его электронной почты. Это позволяет пользователю получать доступ к списку своих контактов, находясь в любом месте. Единственным условием является наличие установленного клиента MSN Messenger. В Windows XP эта программы уже встроена. Все крупные компании, производящие сотовые телефоны, сейчас заняты внедрением MSN Messenger в производимые мобильные устройства. Пока нет ни одного телефона поддерживающего MSN Messenger, а операторам сотовой связи необходима программная модернизация оборудования. В результате абоненты имеют возможность постоянно находиться он-лайн. И так же как в случае с MMS, можно пересылать файлы, содержащие видео- и аудиофрагменты, не говоря уже о возможности проведения видеоконференций и передачи текстовых сообщений. Однако скорее всего полноценно этот сервис можно будет внедрить только после запуска 3G сетей.
Применение MMS в бизнесе и в повседневной жизни
Услуга MMS успешно эксплуатирует то преимущество, что абоненты уже хорошо знакомы с SMS, так что у них нет психологического барьера перед использованием MMS, что сравнимо для них просто с переходом на следующую ступеньку. К примеру, быстрое развитие технологий в области цифрового изображения и мгновенная цифровая фотография - когда картинка-изображение отображается мгновенно - естественным образом требует новых возможностей для работы с этими изображениями, в частности, для их передачи адресатам. Как и в практике SMS, большинство MMS-сообщений содержат самостоятельно созданную пользователем информацию, в той или иной форме. Во многих случаях это будет персональный текст с прикрепленными цифровыми фотографиями либо персональная заметка с каким-либо дополнительным звуковым или изобразительным украшением, которая может быть загружена с веб-сайта (поставщики услуг должны иметь это в виду). Более того, используя услуги электронной почты и заданный список абонентов, MMS может "в один заход" разослать праздничные открытки всем вашим родственникам, друзьям и коллегам. Для операторов MMS также предлагает значительные конкурентные преимущества, помогая снискать лояльность клиентов, а также привлечь контент-провайдеров и новых абонентов - благодаря тому, что MMS-сервис оказывается очень привлекательным, интересным и впечатляющим, поскольку благодаря ему пользователи могут загружать популярные видеоклипы известных поп-исполнителей, не откладывая делиться с семьей и друзьями своими впечатлениями, посылая им мгновенные фотоснимки с голосовыми комментариями и т.д. Это вопрос удобства. Некоторые абоненты будут впечатлены той новой простотой использования возможностей сервиса передачи сообщений, когда они могут просто пересылать голосовые сообщения посредством MMS, вместо того, чтобы набивать текст, как при создании простого сообщения SMS. И также вопрос полезности. Возможно, это не является абсолютно необходимым, однако было бы очень удобно, например, иметь возможность получить карту какой-либо местности, наряду с вербальными и текстовыми инструкциями. Сервис MMS также незаменим для профессионалов. Журналист, работающий в трудных условиях, "в поле", мог бы своевременно отправлять сообщения с изображением и звуковым сопровождением.
Переход к использованию MMS и других сервисов, таких как новостная, спортивная информация или внутрикорпоративные сообщения, также как ожидается, даст пользователям большие преимущества в плане существенной дополнительной функциональности и возможностей. Абоненты могут ожидать в этой связи и новых приложений, таких как интерактивные видео-игры через интернет, или возможности украшать свои простые текстовые сообщения забавными звуковыми эффектами, анимацией или видеоклипами. Кроме того, абоненты также будут иметь персональное хранилище для коллекционирования своих любимых MMS сообщений, а также фотоальбом и библиотеку картинок и звуковых файлов.